- Категория:
- Автор:Сергей Глухарёв
БИОГРАФИЯ И БОЕВОЙ ПУТЬ ГРИГОРИЯ БЕЗОБРАЗОВА
БЕЗОБРАЗОВ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ | |
Дата рождения | 7 февраля 1919 года |
Место рождения, проживания | - д. Федорино Боровского р-на; - г. Боровск, ул. Московская (ныне Коммунистическая), д. 46 |
Образование | - Боровская средняя школа, 1937; - Краснодарское военное авиационное училище лётчиков-наблюдателей и штурманов, 1940 |
Место службы (последнее) | 10 гвардейский Сталинградский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия 3 гвардейской Днепропетровской авиационной дивизии дальнего действия |
Должность | Штурман звена бомбардировщиков дальнего действия |
Воинское звание | Гвардии капитан |
Награды | - Медаль «За оборону Сталинграда», 21.12.1942; - Орден Ленина, 25.03.1943; - Звание Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»), 18.09.1943 |
Указ о присвоении звания Героя Советского Союза | Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому составу авиации дальнего действия» от 18 сентября 1943 года. Формулировка Указа: «За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» |
Медаль Героя | № 1728 |
Дата гибели | 18 апреля 1944 года |
Обстоятельства гибели | Погиб в воздушном бою при бомбардировке сил и средств противника на железнодорожном узле Львов-Главный |
Район гибели | Львовская обл., Шевченковский р-н, пос. Брюховичи |
Место захоронения | Не установлено |
Детство и юность
Григорий Иванович Безобразов родился 7 февраля 1919 года в деревне Федорино Боровского района Московской (ныне Калужской) области.
В 1927 Григорий пошёл в местную сельскую семилетнюю школу. Закончив в мае 1934 года полные 7 классов, решил учиться дальше. Для этого пришлось переехать в районный центр. Школа в Боровске уже два года как была средней, и Григорий обучался в ней с сентября 1934 по июнь 1937 года. Как вспоминали его одноклассники: «Гриша Безобразов был невысок, коренаст и незаметен. Простое открытое русское лицо, изрядно тронутое оспой, волевой подбородок. Волосы густые тёмно-русые; тёмно-серые, опушённые на редкость густыми тёмными ресницами глаза порою казались густо-синими. Во всем его облике была какая-то основательность и надёжность, что-то от земли». Учился он хорошо, в его ответах была основательность и рассудительность. И, одновременно, он был живым, общительным и весёлым парнем. В 1936 году Григорий Безобразов вступил в комсомол.
Окончив летом 1937 года Боровскую среднюю школу, Григорий по направлению районного военкомата с учетом отличных характеристик поступил в Краснодарское военное авиационное училище. Училище в Краснодаре, созданное накануне — в 1936 году, готовило перспективных для Военно-воздушных сил РККА специалистов — лётчиков-наблюдателей (летнабов) с трехлетним сроком обучения. Будущие военные штурманы изучали множество сложных дисциплин: аэронавигацию (самолетовождение, радионавигацию, астронавигацию), топографию, общую и авиатактику, воздушно-стрелковую подготовку и бомбометание, матчасть самолетов и моторов.
Режим дня курсантов был, как и положено, армейским. Подъем в 6 утра, зарядка на улице круглый год. Затем туалет, подшивка воротничков, чистка сапог, утренний осмотр. На завтрак, обед и ужин ходили строем. Занятия в классах продолжались 6 часов, самоподготовка — 2 часа, отбой в 22:00.
На летних каникулах 1938 года вместо сорокадневного отпуска домой Григорий с другом путешествовали по Кавказу. Они целенаправленно готовились к поездке: изучали карты, маршруты, целый год копили общую кассу и в своем походе добрались от Краснодара до Батуми.
23 февраля 1939 года, в праздничный день 21-й годовщины Рабоче-Крестьянской Красной Армии, курсант Краснодарского военного авиационного училища летчиков-наблюдателей Григорий Безобразов принял военную присягу на верность служения своему народу и Родине. Это был новый текст военной клятвы и новый порядок ее принесения, принятые накануне. Отныне весь личный состав армии принимал присягу в индивидуальном порядке и каждый подписывался под ее текстом. После принятия присяги наиболее дисциплинированных и успевающих курсантов училища начали в выходные дни увольнять в город до 21:30.
Курсант Григорий Безобразов закончил Краснодарское военное авиаучилище летом 1940 года. Приказом наркома обороны от 11 сентября 1940 года № 04140 ему было присвоено воинское звание лейтенант, на петлицах нового обмундирования обосновались по два кубика, и Григорий Иванович Безобразов стал командиром Красной армии. Этим же приказом наркома лейтенант Безобразов был направлен в распоряжение начальника ВВС Западного особого военного округа на должность младшего летнаба (младшего летчика-наблюдателя).
В дальнебомбардировочной авиации
В ноябре 1940 года в связи с реорганизацией ВВС выделилась авиация Главного Командования или дальняя бомбардировочная авиация (ДБА). Дальняя бомбардировочная авиация, указывалось в Боевом уставе бомбардировочной авиации 1940 года, имела основным назначением подрыв военно-экономической мощи противника действиями по его глубокому тылу, уничтожение линейных сил военно-морского флота, прекращение и нарушение железнодорожных, морских и автомобильных перевозок крупного масштаба.
2 ноября 1940 лейтенант Безобразов назначен на свою первую должность — младший летнаб в недавно сформированный 96 дальнебомбардировочный авиационный полк (дбап) 42 дальнебомбардировочной авиационной дивизии ВВС Западного Особого военного округа (командир полка майор А.Г. Мельников). Вся дальнейшая служба Григория Ивановича станет связанной с лётной работой в этом ответственном виде авиации Военно-воздушных сил Красной армии.
96 авиаполк, куда прибыл на службу лейтенант Безобразов, дислоцировался на военном аэродроме Шаталово в Починковском районе Смоленской области. Летали на дальних бомбардировщиках ДБ-3ф.
Через полгода, 19 мая 1941 года, Григория Ивановича назначили на должность штурмана звена в 98 дбап (будущий 10 гвардейский). 98 дбап базировался на том же аэродроме Шаталово и входил в состав 52 дальней бомбардировочной авиационной дивизии (дбад) 3 авиационного корпуса (ак) Западного особого военного округа (командир полка подполковник А.И. Шелест, погибнет в воздушном бою 10.01.1944).
Начало войны лейтенант Безобразов встретил в своём полку 98 дбап. На 22 июня 1941 года полеты не планировались, личный состав отдыхал и готовился к вечеру художественной самодеятельности, который должен был состояться в Шаталово в гарнизонном Доме Красной Армии. Однако, как и во всей стране, война всё перечеркнула. В 9:30 утра 22 июня командующий ВВС Западного фронта подписал боевой приказ № 01, который ставил задачи экипажам дальней авиации уничтожать колонны и сосредоточение немецких войск, ночными налетами разрушить авиазаводы Варшавы, Кенигсберга, приграничные аэродромы противника.
98-й дальнебомбардировочный авиаполк, возглавляемый командиром полка подполковником А.И. Шелестом, в составе 31 экипажа 22 июня 1941 года вылетел по маршруту Осиповичи, Пружаны, Янув с задачей бомбардировать скопления танков и моторизованной пехоты гитлеровцев на дорогах Янув, Лукув, Седлец, Бяла-Подляска. Это был первый боевой вылет в Великую Отечественную войну штурмана авиазвена лейтенанта Безобразова на бомбардировщике ДБ-3Ф. Экипажи поднялись на задание после короткого митинга, на котором летчики, штурманы, воздушные стрелки-радисты поклялись отдать все силы, а если потребуется и жизнь, для защиты Советской Родины.
Начались первые боевые потери. К утру 24 июня 98 дбап не досчитался восьми самолетов ДБ-3Ф. А 13 августа 1941 года после больших потерь в самолетном и летном составе полк, в котором воевал Безобразов, был расформирован. Его остатки слили с 93 дбап. Объединенный полк нового формирования получил тот же номер — 98 дбап 52 авиационной дивизии дальнего действия. 21 августа полк Безобразова перебазировался на аэродром Обоянь (южнее Курска).
Перед самой войной и в её начальный период авиация дальнего действия проходила своё становления, поэтому летный и технический состав достаточно часто переводили из части в часть. В 1941 и 1942 годах переназначения авиационных экипажей было связано и с большими потерями в полках.
15 сентября 1941 года лейтенанта Безобразова перевели в 90 полк 51 дальней бомбардировочной авиационной дивизии. Но в ноябре 1941 года из-за больших потерь и этот полк расформировали, и с 14 ноября 1941 года он воевал, как и прежде, на бомбардировщике ДБ-3Ф, но в 22 авиаполку той же дивизии.
Становление мастерства штурмана
Постановлением Государственного комитета обороны СССР № 1498 от 26.03.1942 года самолет ДБ-3Ф был переименован в Ил-4. На этом бомбардировщике Ил-4 Григорий Иванович Безобразов летал штурманом до своей трагической гибели в апреле 1944 года.
С марта 1942 года в авиации ВВС начались серьезные изменения. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 5 марта 1942 года дальнебомбардировочную авиацию преобразовали в авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен легендарный генерал-майор авиации А.Е. Голованов. В боевых задачах АДД упор сделали на ночную работу по уничтожению крупных авиационных баз, учебных центров, разрушение объектов авиационной промышленности, нефтепромыслов и заводов, производящих горючие материалы.
Летчиков и, в первую очередь, штурманов, умеющих твердо выполнять боевые задачи именно ночью, не хватало. 22 апреля 1942 года Григория Ивановича направили в 7-й запасной авиационный полк 27-й запасной авиационной бригады АДД в город Бузулук (Приволжский военный округ). Эту бригаду специально сформировали для обучения экипажей АДД ночным полетам. Штурман Безобразов находился на учебе в Бузулуке до 11 августа 1942 года, а затем возвратился в свой 98 полк, который после переформирования стал носить номер 752.
С 15 на 16 августа 1942 года лейтенант Безобразов вылетел на ночную бомбежку железнодорожного узла Орла вторым штурманом с опытным экипажем. Боевая задача ими была выполнена успешно. И в следующий вылет в ночь с 20 на 21 августа в составе полка был уже новый экипаж: командир Иван Иванович Даценко, штурман Григорий Иванович Безобразов, воздушный стрелок-радист Иван Афанасьевич Светлов. Такой состав экипажа 752 полка (а потом, после переименования, 10 гвардейского полка) сохранился на многие месяцы до их последнего трагического полета в апреле 1944 года.
С середины августа 752 полку была поставлена задача поддержки наших войск, ведущих тяжелейшие бои при отступлении к Сталинграду и к Северному Кавказу. Экипаж Безобразова уничтожал скопление войск противника у переправ через Дон, у Калача-на-Дону. Наносил удары на южных подступах к Сталинграду, у озера Цаца, ж.д. станции Тингута. А с сентября главным для них стало непосредственное участие в битве за Сталинград.
В район Сталинграда летали, в основном, ночью. Но, когда испортилась погода, появилась сплошная облачность, ночная работа стала невозможной. И тогда командир полка поставил экипажам задачу — вылетать на вражескую территорию днем, летать на малой высоте, маскируясь при необходимости облаками, выискивать цель и уничтожать ее. Взрыватели на бомбах устанавливались с замедлением, чтобы взрывная волна не поражала свой самолет.
6 октября 1942 лейтенанта Безобразова повысили в должности, и он продолжил летать уже штурманом звена. В октябре в полку наиболее подготовленные экипажи стали выполнять по несколько боевых вылетов за ночь. 25, 29 и 31 октября экипаж Безобразова совершил по три ночных боевых вылета.
4 ноября в неблагоприятных метеоусловиях при посадке на соседней аэродром, на котором не было оборудования для ночной посадки, самолет лейтенанта Даценко потерпел аварию. Все члены экипажа, включая и Григория Ивановича, были на волоске от гибели. Однако они сумели покинуть объятый пламенем самолет, хотя и получили легкие повреждения, сам самолет сгорел.
Бои за Сталинград продолжались до февраля 1943, до полного разгрома окруженной трехсоттысячной армии Паулюса. Меньше чем за шесть месяцев участия полка Безобразова в Сталинградской операции летный состав совершил несколько тысяч боевых вылетов. Многие экипажи, невзирая на огромную нагрузку и усталость, делали в район Сталинграда до двух-трех вылетов в сутки.
Награды
21 декабря 1942 лейтенант Безобразов, как и все его боевые товарищи, был награжден медалью «За оборону Сталинграда» (медаль была вручена 10 июля 1943 года). А 27 мая 1944 года приказом Наркома обороны СССР № 137 всему полку, как отличившемуся в боях с немецкими захватчиками за освобождение Сталинграда, было присвоено почетное наименование «Сталинградский».
К началу 1943 года организация ночных боевых вылетов в полку Безобразова (как и во многих других полках Дальней авиации) была доведена до возможного совершенства. Почти каждую ночь десятки дальних бомбардировщиков, как хорошо отлаженный механизм, громили заданные цели в немецких тылах. Летчик полка Н.П. Жуган так описывал особенности организации боевой работы в тот период: «Когда на цель летело 9 самолетов, взлетали по очереди с интервалом в минуту. Вначале шел разведчик оценить погоду по маршруту до цели. Я еще разведывал ПВО. Ты их дразнишь, а они стреляют. Это мы все фиксировали, накладывали на карту, когда возвращались. Потом летел осветитель, а за ним бомбардировщики. Такой боевой порядок был. И все вылетали с интервалом не больше минуты. Максимум — 5. Тем более, что основной осветитель уже заряжен осветительными бомбами был, а за ним бомбардировщики были заряжены еще по одной, чтобы задним подсвечивать. Осветитель сразу не мог все бомбы выбрасывать. Иначе они за 3—5 минут сгорят. Он нарезал круги на 5000 метров, потом делал заход с другой высоты — 5300 метров. Получается, был выше всех и сбрасывал вторую светящуюся бомбу. Потом третий заход еще выше делал. По времени это минут 20 занимало. Последним, как правило, шел контролер. Он сбрасывал бомбы, смотрел результаты удара, фиксировал. Я тоже ходил контролером когда-то. Тогда еще массово фотоаппараты не ставили. Работа контролера опасной была, потому что, когда осветили цель, противник знал, что сейчас бомбардировщики пойдут. Были настороже уже. Зенитчики давали тревогу, и все стреляли, когда мы подходили. Бомбы мы все одновременно бросали».
Экипаж Безобразова становился всё более опытным и ему чаще других ставилась сложная и опасная боевая задача — работать осветителем и зажигателем целей.
12 февраля 1943 года Григорию Ивановичу было присвоено очередное воинское звание старший лейтенант. А 28 февраля летчики полка распрощались с аэродромом под Кирсановым (Тамбовская область) и перелетели на аэродром Липецк. Указ о награждении Григория Ивановича высшей правительственной наградой — орденом Ленина — был подписан 25 марта. Следующий день, 26 марта 1943 года, на многие годы стал большим праздником всех воинов полка. Полку, в котором воевал Безобразов, было присвоено гвардейское звание, и он стал именоваться «10 гвардейский авиационный полк дальнего действия». 24 дивизия, в которую входил полк, также стала гвардейской и сменила номер на «3».
С 11 апреля 1943 года оперативная группа полка в составе 10 экипажей, включая и экипаж Безобразова, перелетела на аэродром Монино и начала совершать боевые вылеты по промышленным объектам противника в районах Тильзита (ныне Советск), Кенигсберга (ныне Калининград), Инстербурга (ныне Черняховск), Бреста. Всего штурман Безобразов в этот период совершил 7 боевых вылетов в глубокий тыл противника. 2 мая группа вернулась на аэродром Липецка.
Вручение полку гвардейского знамени состоялось 4 мая 1943 года в торжественной обстановке. В воспоминаниях ветеранов полка это событие было описано так: «На зеленом поле, вблизи боевых самолетов, выстроились летчики, штурманы, стрелки-радисты, техники. Все радостные, взволнованные. У многих на груди — ордена и медали. Перед полком появился член военного совета АДД генерал Г.Г. Гурьянов. В его руках красное шелковое полотнище с портретом Владимира Ильича Ленина и надписью: «За нашу Советскую Родину». На другой стороне развевающегося на ветру полотнища число десять (номер полка), также вышитое золотом. Наступила торжественная минута. Полковник И.К. Бровко принял знамя, опустился на колено и поцеловал святыню. Затем от имени всего полка дал клятву. Командир полка передал знамя Герою Советского Союза Дмитрию Барашеву. Отважный летчик вместе со своими ассистентами Иваном Гросулом и Сергеем Захаровым прошел перед строем. А мы встречали знамя радостным “Ура”».
Летом 1943 года экипажи с воздуха стали замечать, что в районе Курской дуги велась интенсивная подготовка к большим боям. Противник перебрасывал из тыла новые части, соединения, технику. Наши войска также подтягивали резервы, вели перегруппировку. 5 июля был получен приказ привести в боевую готовность все самолеты и экипажи, чтобы поддержать с воздуха наши наземные части и нанести сильный удар по немецким танкам. И начались бомбежки железнодорожных улов и скоплений войск в районах Орла и Белгорода. Совершали по два-три, а иногда по четыре вылета за сутки.
Пятого августа летчики по радио услышали радостную весть. После упорных боев были освобождены Орел и Белгород. В честь этой исключительно важной победы Москва торжественно салютовала воинам-освободителям. Это был первый салют за годы войны. И как писал сам Григорий Иванович: «Московский салют прозвучал благодарностью и за нашу боевую работу. Пусть я не врывался в г. Орёл в момент его взятия, но я врывался в него значительно раньше и был в числе тех, кто прокладывал к нему дорогу нашим славным Орловским дивизиям».
Через несколько дней, 9 августа, командир 10 гвардейского авиаполка дальнего действия гвардии подполковник Н.М. Кичин подписал представление на старшего лейтенанта Г.И. Безобразова к присвоению звания Героя Советского Союза. К этому времени на счету штурмана Г.И. Безобразова с начала войны было уже 219 боевых вылетов, из них 193 — ночных. А после последнего награждения орденом Ленина у него был 71 ночной вылет.
В наградном листе командир полка отметил: «Все задания тов. Безобразов выполняет только успешно. Не имеет ни одного случая неточного выхода на цель и обратного прихода на свой аэродром, в результате чего экипаж совершает по 2-3 боевых вылета в ночь. Отлично владеющий средствами радионавигации и штурманским делом, заслуженно пользуется деловым авторитетом. Он не уйдет от цели и не сбросит бомбы вне цели, пока точно не отыщет цель и не поразит её. Экипаж командира звена Даценко, где штурманом служит тов. Безобразов, как правило, ходит осветителем и зажигателем цели. 24 боевых вылета совершил по ж.д. узлам Ростов, Днепропетровск, Запорожье, Орёл, Брянск, Смоленск. 16 боевых вылетов совершил на бомбардирование аэродромов противника. Случаев потерь ориентировок не имеет, стрелково-бомбардировочное вооружение знает отлично и грамотно эксплуатирует. Налетал на всех типов самолётов – 1000 часов, из них 258 днём и 742 ночью. Дисциплинирован. К себе и подчинённым требователен. Идеологически выдержан. Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине — предан».
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1943 года штурману звена 10 гвардейского авиационного полка дальнего действия старшему лейтенанту Г.И. Безобразову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (медаль Героя № 1728).
Сам Григорий Иванович так описал это событие в письме своей сестре Вере: «Сегодня ночью я получил из Москвы поздравительную телеграмму, в которой меня извещают, что мне присвоено высокое звание Героя Советского Союза! Не буду скрывать того, что я сегодня рад как никогда! Чем выше награда, тем труднее она достается, вот поэтому-то я и ещё больше торжествую. Видно, что я не плохо дрался и дерусь за свободную Советскую Родину. И в дальнейшем буду бить, жечь, освещать фашистов так, как подобает герою!».
Этим же указом звание Героя Советского Союза было присвоено и боевым товарищам Григория Безобразова, включая его друга, командира экипажа лётчика Ивана Даценко. И этим же Указом Президиума Верховного Совета СССР с формулировкой «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» орденом Красного Знамени был награжден 10 гвардейский авиационный полк дальнего действия. Награждение полка орденом состоялось 5 октября 1943 года. Вручал награду командир 3 гвардейского авиационного корпуса гвардии генерал-майор Н.А. Волков на торжественном построении всего полка.
Последние бои
19 октября полк перелетел в Харьков на аэродром Основа. А с 29 октября по 29 ноября Григорий Иванович был в отпуске, который с учетом напряжённой боевой работы последних месяцев по настоятельному требованию командования провёл в санатории своей части.
Через две недели после выхода из отпуска, 13 декабря 1943 года, Безобразов со своим полком перелетел с аэродрома Харькова Основа на аэродром Андриаполь (ныне Тверская область). Перелёт был совершен в целях работы по дальним целям. Этого события Григорий Иванович, как и весь летный и технический состав полка, давно ждал.
Длительное время не было подходящей летной погоды, каждый день экипажи ждали приказа на боевой вылет. И только в ночь с 6 на 7 февраля 1944, в канун двадцатипятилетия Григория Ивановича, вылет состоялся, и штурман звена старший лейтенант Безобразов осуществил свою мечту —первым за всю войну бомбардировал столицу Финляндии, город Хельсинки, союзника нацистской Германии. Состоялось несколько мощных боевых вылетов. А в середине марта Финляндия вышла из войны. Советско-германский фронт сократился примерно на две тысячи километров. И как все в полку говорили, что какую-то, пусть небольшую роль, сыграли в этом и их боевые вылеты.
Ещё в январе 1943 года Григорий Иванович в своём письме однокласснице Нине Осиюк писал: «За это время войны (а я воюю с первого дня войны) приходилось заживо гореть, мёрзнуть, падать с высоты и в мужицких лаптях пробираться домой по оккупированной территории. Но я оказался слишком живучим существом, и каждый раз после своего очередного потрясения снова поднимался на ноги, входил в строй и с ещё большим ожесточением бил и бил своих врагов с воздуха. Борьба ещё не окончена. И в новом 1943 году смерть тоже будет нагло смотреть в глаза. Но у меня уже есть богатый опыт борьбы. Как ни тяжело переносить горечь неудач, но я всё же сохранил большую волю к жизни и веру в нашу победу».
1943 год миновал, смерть обошла Григория Ивановича стороной. Но 1944 год оказался трагичным.
В ночь с 18 на 19 февраля 10 гвардейский авиационный полк дальнего действия выполнял обычную боевую задачу. Бомбили эшелоны и разрушали ж.д пути на станции Псков. Состав экипажа одного из бомбардировщиков полка уже много месяцев был один и тот же и состоял из трёх человек: командир – Герой Советского Союза Иван Иванович Даценко, штурман – Герой Советского Союза Григорий Иванович Безобразова, воздушный стрелок-радист – орденоносец Иван Афанасьевич Светлов.
Боевая задача всеми экипажами была выполнена успешно. В результате бомбардирования, как отмечено в боевом донесении, возникло 15 пожаров и один сильный взрыв. При возвращении на свой аэродром погода ухудшилась, аэродром закрыло туманом и всем экипажам была дана команда садиться на запасной аэродром Торопа. Однако при посадке произошла серьёзная авария. Самолёт Даценко сел нормально, но в конце взлетной полосы застрял в неубранном снегу и рулить дальше не смог. В это время следующий самолет зашел на посадку с большим отклонением и на огромной скорости так врезался в самолет Даценко, что оба Ил-4 оказались полностью разбиты и не подлежали ремонту. Каким-то чудом экипажи остались живы, Безобразов и Светлов практически не пострадали, ушибы получил только летчик Даценко.
Это происшествие описал сам Григорий Иванович в своем письме к однокласснице: «19 февраля ночью чуть-чуть не отдал богу душу. Смерть уже коснулась моей одежды и прошла всего в нескольких десятых долях миллиметров от самой моей жизни. Просто чудо спасло от смерти, и досаднее всего было бы то, что она была бы такой нелепой, на своем родном аэродроме и не от противника. Эта наглядная встреча со смертью далеко не первая в моей жизни, да и не последняя».
14 марта 1944 года Безобразову было присвоено очередное воинское звание капитан. 28 марта полк в полном боевом составе перелетел на аэродром Белая Церковь (в 80 км от Киева). По воспоминаниям офицеров полка, место расположения нового аэродрома было самым лучшим из всех, где приходилось им находиться за время войны. К аэродрому были открытые подходы, на нем была хотя и неширокая (всего метров пятьдесят), зато асфальтированная взлетно-посадочная полоса, позволяющая выполнять боевые задания при любой погоде, при любом состоянии грунта. До этого летчикам очень редко приходилось бывать на аэродромах с искусственными взлетно-посадочными полосами, и они уже привыкли к грунту и к трудностям, с ним связанным.
И началась сверхинтенсивная работа. Основная часть боевых вылетов в апреле 1944 года пришлась на морские объекты противника, в первую очередь на его корабли в бухтах Севастополя и в зарубежных портах Черного моря.
Перечень объектов, на которые вылетал экипаж Безобразова выглядел так:
5 апреля 1944 года: бомбардировали железнодорожный узел Абаклия и Бендеры.
7 апреля опять бомбежка Абаклия и Бендеры.
9 апреля бомбардировали железнодорожную станцию Львов-Главный.
11 апреля экипажу Безобразова поставлена боевая задача зажечь и разрушить ж.д. узел, нефтяные склады и порт города Констанца в Румынии — ближайшего союзника нацистской Германии (Констанца был главной военно-морской базой Румынии на Чёрном море).
14 апреля уничтожали войска и технику в занятом противником Севастополе (южная бухта и ж.д. станция).
16 апреля разрушали ж.д. узел и речной порт румынского города Галац.
17 апреля повторный вылет на порт Констанца.
Отступая, враг делал последние усилия, пытаясь сосредоточить вокруг своих важных объектов множество зенитных орудий и прожекторов. Кроме того, у гитлеровцев появилось к этому времени большое количество ночных истребителей и аэростатов заграждения. В 10 гвардейском полку возросли потери…
18 апреля штаб 3 гвардейского корпуса отдал боевое распоряжение быть готовым действовать в ночь на 19 апреля по двум объектам: ж.д. узлу Львов-Главный или по ж.д. узлу Брест-второй. Время удара 21:50–22:20 или 04:44–05:30. В 17:30 вылетел разведчик погоды. На основании полученных данных командир корпуса в 18:00 приказал действовать по ж.д. узлу Львов-Главный.
Вылет на выполнение боевой задачи производился с 19:55 по 20:40. Было задействовано 57 экипажей корпуса, в том числе 19 экипажей 10 полка. Третья эскадрилья 10 полка, штурманом звена которой был капитан Безобразов, вылетела в составе восьми экипажей.
В этот боевой вылет состав экипажа Безобразова был расширен. Кроме обычного состава: командира экипажа заместителя командира эскадрильи Героя Советского Союза летчика капитана И.И. Даценко, штурмана звена Героя Советского Союза гвардии капитана Г.И. Безобразова, стрелка-радиста орденоносца гвардии старшего сержанта И.А. Светлова, с этим самым опытным экипажем полка вылетел заместитель начальника политотдела 3 гвардейской дивизии гвардии майор Н.А. Завирохин.
Взлет всех бомбардировщиков 10 полка с аэродрома Белая Церковь прошел штатно. Летчик Даценко поднял свой Ил-4 как и всегда раньше других самолетов полка: боевая задача его экипажа и в этот раз поставлена самая важная — работать осветителями целей. На борту их самолета были световые авиационные бомбы САБ-100. От грамотных действий экипажа-осветителя, и в первую очередь от мастерства штурмана самолёта, зависел успех выполнения боевой задачи всего полка. Самолет-осветитель должен был точно выйти на цель (либо по навигационным приборам, либо исходя из расчетов и по ориентирам) и осветить ее по времени, месту и интенсивности так, чтобы основная ударная группа могла осуществить корректное прицеливание и бомбометание.
Экипаж Ил-4 работал слажено. Летчик Даценко точно выдержал скоростной и высотный режим полета, указанный штурманом Безобразовым. Радист экипажа Светлов в 21:13 доложил по рации на командный пункт полка об успешном прохождении линии фронта по намеченному маршруту. Штурман Безобразов в назначенное время (к 21:50) вывел самолет к цели — железнодорожному узлу Львов-Главный. Летчик Даценко, сбросив обороты и снизив высоту, вышел на боевой курс. После этого штурман Безобразов точно разбросал световые бомбы, которые медленно спускались на парашютах, освещая землю и обозначая цели другим самолетам для бомбометания. Боевая задача экипажа была выполнена, самолет развернулся на обратный курс.
Тихоходные Ил-4 всегда были хорошей целью для противника, особенно, когда они снижались для прицельного бомбометания. В этот раз железнодорожный узел Львов-Главный со стороны противника обороняли: до трех батарей зенитной артиллерии средних калибров, до двух батарей малой зенитной артиллерии, семь немецких прожекторов вели поиски наших бомбардировщиков, небо патрулировали истребители. Немецкие зенитчики сумели нащупать самолет Безобразова, снаряд, вероятно, попал в бензобаки, самолет взорвался и объятые пламенем его остатки рухнули в лес к северо-западу от Львова.
Это один из немногих случаев войны, когда точно зафиксирована не только дата, но и время смерти военнослужащих. В налете на Львов участвовало несколько десятков наших экипажей и многие их них видели взрыв и падение горящего самолета. Журнал боевых действий 10-го полка зафиксировал точное время, полученное от соседнего 9-го авиаполка: «в 22:17 экипажи 9 полка наблюдали падение горящего самолета в районе цели» [1].
Таким образом Герой Советского Союза штурман звена 10 гвардейского авиационного полка дальнего действия гвардии капитан Григорий Иванович Безобразов погиб при выполнении боевого задания 18 апреля 1944 года. Извещение о гибели Григория Ивановича было направлено по месту жительства его матери Ирине Тимофеевне в посёлок фабрики «Серп и молот» города Пушкин.
В списках безвозвратных потерь 3 дивизии, как и было принято в то время в авиации РККА, отмечена не дата смерти каждого члена экипажа, а планируемая дата прилета в полк со стандартной формулировкой «не вернулся с боевого задания в ночь на 19.04.1944». Эта дата, как ошибочная дата смерти, и попала в официальные биографии всех погибших членов экипажа, включая и биографию Григория Ивановича.
Память
10 авиационный полк, как и весь 3 авиационный корпус, боевую задачу от 18.04.1944 по уничтожению ж.д. Львов-Главный выполнил успешно. Как отмечено в боевых документах 10 полка: «Полк действовал с 21:50 до 23:00 с высоты 2000–4300. Сброшено на цель 23,6 тонны бомб: 14 ФАБ-250, 52 ФАБ-100 ТГА, 125-ЗАБ-100, 13 САБ-100, 3 ФОТАБ-35[2]. По заключению экипажей-контроллеров: обработка целей была успешная. В результате бомбардирования в районе ж.д. узла вызвано 26 очагов пожара, 18 из них больших размеров. Подожжено два эшелона с боеприпасами». В воспоминаниях жителей Львова, напечатанных по этому эпизоду войны в газете «Львовская правда» в 1987 году отмечено: «Был ад кромешный. Пожар длился более недели. Все время рвались снаряды и цистерны с бензином и спиртом».
Уже после войны район падения самолета Ил-4 с погибшим экипажем был определен достаточно точно — посёлок Брюховичи Шевченковского района Львовской области, это курортная местность, расположенная в 7 км к северо-западу от Львова.
В 80-е годы ученики средней школы села, где родился командир экипажа Иван Даценко, направили запрос в Львовский обком комсомола с просьбой о поиске места захоронения и обстоятельствах гибели своего земляка. Дело было поручено клубу «Поиск» львовской школы №42, которым руководил гвардии полковник Глеб Рокотов, бывший редактор газеты 53 армии «За Родину!». Место указал капитан в отставке Белозеров, как будто видевший в Брюховецком лесу обломки самолета. Обследовав местность, поисковики ничего не нашли. По результатам переписки с Центральным архивом минобороны и ветеранами полка, участники поисков пришли к выводу, что памятник надо ставить символически, на территории пионерлагеря Львовской железной дороги «Спутник» в Брюховичах. Что и было сделано. Каждый год на 9 мая ветераны 10 гвардейского полка дальней авиации приезжали сюда возлагать цветы, до тех пор, пока территорию пионерлагеря не забрала частная структура. Но ни номерных деталей самолета, ни останков летчиков по сей день никто не находил…
Сохранение памяти о Герое Советского Союза Григории Ивановиче Безобразове:
• в 1978 году почтой СССР издан художественный маркированный почтовый конверт с портретом Г.И. Безобразова;
• в центре Боровска на аллее Героев у мемориала «Вечный огонь» установлена памятная плита;
• на доме, в котором жил Григорий Безобразов в Боровске (улица Коммунистическая, дом 46), в 2016 году по инициативе районного Совета ветеранов установлена памятная доска;
• 12 июня 2016 года на родине Григория Ивановича Безобразова в деревне Федорино Боровского района местными жителями установлен мемориальный камень;
• именем Героя названия улица в деревне Федорино Боровского района;
• имя Григория Ивановича Безобразова внесено в Книгу Памяти Калужской области (том 2), Книги памяти Московской области (том 21 и том 29, часть 3).
Примечания.
1. В Журнале боевых действий 7 авиадивизии зафиксировано время падение горящего самолета над целью на две минуты раньше – 22:15 (из Журнала боевых действий 7 гв. ак дд: «При подходе к цели экипажи наблюдали: … в) Падение горящего самолета над целью в 22:15»).
2. ФАБ-250 – фугасная авиабомба калибра 250 кг; ФАБ-100 ТГА – фугасная авиабомба калибра 100 кг с особо мощным смесевым взрывчатом веществом ТГА (тринитротолуол, гексоген, алюминий); ЗАБ-100 – зажигательная авиабомба калибра 100 кг; САБ-100 – световая авиабомба калибра 100 кг; ФОТАБ – фотографическая авиабомба.
Источники и литература:
• Безобразов Григорий Иванович. Учетно-послужная картотека // ЦАМО. Ящик № 728. ОБД «Мемориал». Электрон. ресурс. URL: https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=35992745 (дата обращения: 21.08.2024).
• Безобразов Григорий Иванович. Наградные документы // ЦАМО. Электрон. ресурс. URL: https://pamyat-naroda.ru (дата обращения: 20.07.2024).
• Именной список безвозвратных потерь 3 гв. ад дд на 10.05.1944 // ЦАМО. Ф. 39. Оп. 11505. Д. 510.
• Журнал боевых действий 752 ап дд // ЦАМО. Ф. 22480. Оп. 0272216с. Д. 0003.
• Журнал боевых действий 3 гв. ад дд // ЦАМО. Ф. 20562. Оп. 1. Д. 32.
• Журнал боевых действий 3 гв. ак дд // ЦАМО. Ф. 20562. Оп. 1. Д. 15.
• Журнал боевых действий 7 гв. ак дд // ЦАМО. Ф. 20562. Оп. 1. Д. 33.
• Воспоминания одноклассницы Н.Ф. Осиюк о Г.И. Безобразове. Апрель 1985 г. // Земля Боровская: страницы истории. Вып.4. Боровск, 2020. С. 59—61.
• Ковалев С.Ю. 10-й гв. апдд. 1941—43 годы. День за днем // Портал Проза.ру. Электрон. ресурс. URL: https://proza.ru/2021/06/18/1433?ysclid=m3hl0hfh51571275346. (дата обращения: 14.11.2024).
• Кот А. Н. Отечества крылатые сыны: Записки штурмана. — Днепропетровск: Проминь, 1989. — 295 с.; ил. ISBN 5–7775–0260–1. Электрон. версия. URL: http://militera.lib.ru (дата обращения: 05.09.2024).
• Операция «Самолет» // Газета «Львовская правда», 22.09.1987.
• Пантелей Н.Н. Записки штурмана // Военная литература, 2002. Электрон. версия. URL: http://militera.lib.ru (дата обращения: 21.07.2024).
• Письмо Г.И. Безобразова сестре Вере от 19 сентября 1943 г. // Земля Боровская: страницы истории. Вып.4. Боровск, 2020. С. 51—52.
• Савончик В.М. Справки по авиационным частям и соединениям // Портал Проза.ру. Электрон. ресурс. URL: https://proza.ru/avtor/majorv (дата обращения: 21.07.2024).
• Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним // Воениздат, 1981. Электрон. версия. URL: http://militera.lib.ru (дата обращения: 05.09.2024).
• Фронтовые письма Григория Ивановича Безобразова Нине Федоровне Осиюк // Земля Боровская: страницы истории. Вып.4. Боровск, 2020. С. 46—59.
------------------------------------------------------------------------
Источник биографии: Они не вернулись из боя: Извещения с фронта о гибели военнослужащих жителей Боровского района в 1941-1945 гг. В 2 частях. Часть 1: А—К / под общ. ред. С.Я. Глухарева; Районное собрание Боровского района; Администрация Боровского района. — Боровск: Издатель С.Я. Глухарев, 2025. — 468 с.: ил. — 1000 экз. — (Боровский архив, кн. 6). — ISBN 978-5-6052790-1-3.