поисковый портал         e-mail: borovsk-1941@yandex.ru
Главное меню
Мигунов В.В., биография

Герой Советского Союза
Мигунов Василий Васильевич
(1918–1942)
летчик-истребитель
гвардии старший лейтенант
дата указа — 22 октября 1941 г.
медаль Героя № 628


 

Василий Васильевич Мигунов родился 11 января 1918 г. в с. Кривское ныне Боровского района Калужской области.

В 1930—1934 годах учился в колонии «Бодрая жизнь» С. Т. Шацкого (в настоящее время Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Обнинска). После окончания семи классов школы поступил в школу ФЗУ при депо станции Малоярославец, работал слесарем Малоярославецкого депо.

В 1936 г. переехал в Москву работал на одном из заводов. Одновременно учился в аэроклубе Киевского района столицы.

15 мая 1938 г. поступил в 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П. Д. Осипенко. 5 февраля 1939 г. закончил обучение в школе пилотов с присвоением воинского звания младший лейтенант и должности младший летчик.

С июля 1939 г. младший лейтенант Мигунов служил на Дальнем Востоке в 14-м истребительном авиационном полку 2-й отдельной Краснознамённой армии (26-я авиационная бригада, затем 31-я истребительная авиационная дивизия).

С началом Великой Отечественной войны большинство частей и соединений, дислоцированные на Дальнем Востоке, были переброшены на Западный фронт. Василий Васильевич Мигунов воевал в составе 29-го истребительного авиационного полка 31-й смешанной авиадивизии, базировавшейся в районе Калинина (ныне Тверь).

16 июля в командование полком вступил выпускник Военной академии командно-штурманского состава, участник боев на Халхин-Голе майор А.П. Юдаков. Летчики полка выполняли, в основном, задачи прикрытия районов комплектования и сосредоточения частей 22-й и 29-й армий - выполняли патрулирование на высоте 1000 - 2000 метров над Вышним Волочком, станцией Бологое, Осташковом, Андреаполем, Селижаровом, Фирово, Торжком, Кувшиново.

Интенсивность боевой работы летчиков 29-го авиаполка полка летом и осенью 1941 г. была высочайшей. За два - три месяца многие пилоты сделали боевых вылетов больше, чем иные асы за всю войну. В боевой характеристике В.В. Мигунова отмечалось, что с начала войны он совершил 224 боевых вылета, проведя в воздухе 264 часа 57 минут, участвовал в 24 воздушных боях, в которых сбил 5 самолётов противника.

20 сентября 1941 г. Мигунову Василию Васильевичу было присвоено звание лейтенанта.

Ровно через 4 месяца после начала войны сразу пять летчиков 29-го авиаполка, включая и Мигунова В.В., были удостоены высшей правительственной награды. За мужество и отвагу, проявленные в боях за Родину, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 г. им было присвоено звание Героев Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 ноября 1941 г. за отличную боевую работу в боях с германским фашизмом, за образцы мужества и героизма личного состава 29-го авиаполка, в результате чего полк произвел 3200 боевых вылетов, в воздушных боях было сбито 47 самолетов противника, полк награжден орденом Ленина.

22 ноября 1941 г. лейтенант Мигунов В.В. был назначен командиром авиазвена. С гордостью писал командир полка о летчике Мигунове: «Не щадя жизни, презирая смерть, тов. Мигунов ведет разведку в сложных метеоусловиях, при интенсивном обстреле зенитной артиллерией противника... Из боя не уходит первым, а бьет врага, пока тот не будет уничтожен... Своим мужественным поведением тов. Мигунов поднимает боевой дух и уверенность летного состава в окончательной победе над германским фашизмом...».

К середине ноября в полку оставалось всего пять самолетов, требовалось пополнение в людях. Личный состав полка на тот момент состоял из командира, военкома, начальника штаба, шести летчиков и 87 человек инженерно-технической службы. 27 ноября 1941 г. пришло телеграфное распоряжение об откомандировании полка в полном составе в г. Пермь (ранее г. Молотов) для перевооружения на английские самолеты Харрикейн, которые начали поступать в наши ВВС в рамках программы военной помощи от Великобритании.

Указ Народного Комиссара обороны от 6 декабря 1941 г. о преобразовании 29-го авиаполка в 1-й гвардейский Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк застал летчиков и техников в дороге.


В Указе говорилось: «В многочисленных воздушных боях за нашу Советскую Родину против фашистских захватчиков особенно отличился 29-й Краснознаменный и ордена Ленина авиационный полк. 29-й Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк за два с половиной месяца боевых действий сбил в воздушных боях 67 самолетов противника, рассеял и уничтожил 12 мотомехколонн, 4 колонны артиллерии, 2 колонны кавалерии и несколько складов и цистерн с горючим.
За проявленную отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество и героизм личного состава Ставкой Верховного Главнокомандования 29-й Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк преобразован в 1-й Краснознаменный и ордена Ленина гвардейский истребительный авиационный полк. Указанному полку вручается гвардейское знамя. Гвардейскому авиационному полку дополнительно придается одна эскадрилья самолетов".


В Пермь личный состав прибыл 8 декабря. За 15 дней в Перми летным и техническим составом была изучена материальная часть новых самолетов. Всего было получено и подготовлено 32 истребителя Харрикейн, затем произведена их отправка под Москву на аэродром Чкаловская.

15 декабря 1941 г. Мигунову Василию Васильевичу было присвоено очередное воинское звание старший лейтенант.

Летный состав полка получил задачу в кратчайший срок овладеть истребителем Харрикейн и налетать на нем по 8 -10 часов с упором на групповую слетанность и воздушно-стрелковую подготовку. За период пребывания в Чкаловской ежедневно одна эскадрилья полка несла боевое дежурство в системе ПВО Москвы.

Подготовка летчиков шла успешно, но с эксплуатацией самолетов возникли вполне предсказуемые сложности: незнание техниками особенностей эксплуатации самолета и мотора в зимних условиях, нехватка запасных частей к моторам и самолетам, дефицит антифриза. Круглые сутки самолеты находились на аэродроме, техники прогревали моторы на самолетах каждые полтора - два часа, то есть техсостав находился на аэродроме так же, как и Харрикейны круглосуточно.

2 февраля 1942 г. на аэродроме Чкаловская в торжественной обстановке, у самолетов, полку было вручено Гвардейское Знамя. В феврале в Кремле состоялось вручение орденов летчикам и техникам полка, а командир полка подполковник Юдаков получил из рук М.И. Калинина орден Ленина, которым был награжден полк. Старшему лейтенанту Мигунову были вручены орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза. Одиннадцать офицеров полка получили ордена.

10 марта по прямому проводу поступил приказ от командующего ВВС полку убыть в Действующую армию. Полк поступил в непосредственное подчинение командующего ВВС Калининского фронта. Летчики полка действовали в интересах 30-й армии, прикрывали Командный пункт ВВС Калининского фронта и железнодорожную линию Торжок-Кувшиново-Селижарово-Соблаго-Пено-Осташков. Выполнялись полеты на сопровождение штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков Пе-2 на Калининский фронт. С 18 марта полк базировался на аэродроме Будово (район Вышнего Волочка).

31 марта 1942 г. в 9 часов 5 минут на очередное боевое задание вылетели в паре летчики гвардии старший лейтенант Мигунов Василий Васильевич и гвардии младший лейтенант Соловьев Анатолий Егорович. В этот день они прикрывали район железнодорожного перегона Селижарово - Кувшиново, где скопилось несколько наших эшелонов с войсками и боевой техникой. Вскоре показалась группа Юнкерсов под прикрытием шести двухмоторных тяжелых истребителей Мессершмитт Bf.110. Завязалась воздушная схватка.

Первое время бой шел на виражах, где наши летчики на Харрикейнах энергично применяли искусство пилотажа, быстро выходили из-под групповых атак Мессершмиттов. В помощь нашим пилотам подключился на самолете Як-1 летчик соседнего 580-го авиаполка старшина Ф.П. Корниенко. Одной атакой он выпустил два реактивных снаряда, чем на некоторое время заставил разойтись «мессершмиттов». Затем повторный атакой выпустил еще один реактивный снаряд. Однако у него горючее было на исходе и после остановки винта он пошел на посадку. После этого Мигунова атаковали сразу шесть Мессершмиттов - двое снизу, двое в хвост, двое сверху. Самолет Василия Васильевича был подожжен и горящим уткнулся в лес в районе железнодорожной станции Ранцево. Младший лейтенант Соловьев сделал вираж над местом падения самолета Мигунова и боевым разворотом ушел вверх. Однако за ним погнались два Мессершмитта и сбили его.

Гвардии старший лейтенант Василий Васильевич Мигунов был похоронен рядом с аэродромом своего полка на кладбище в д. Будово Новоторжского района Тверской области. На обелиске боевые друзья написали: "В. В. Мигунов, Герой Советского Союза. Отдал свою прекрасную жизнь за честь, свободу и независимость Родины. Вечная память Герою!". Впоследствии прах Василия Васильевича Мигунова был перенесен в Торжок на кладбище советских воинов при храме Иоанна Богослова (братская могила № 5).

(текст биографии подготовлен Сергеем Глухарёвым)

Перейти в архив документов по Мигунову В.В.